Воспитание одаренных детей
в семье
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность
традиционно занимает одно из самых ведущих мест. Проблемы ее диагностики и
развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес
к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено
общественными потребностями.
Пределы развития личности неизвестны, потому и принято считать, что возможности развития каждого ребенка "безграничны". Практически это так и есть, однако теоретически этот предел существует, и та его часть, которая считается генотипом, обычно и именуется "одаренностью".
Таким образом, под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. В ходе психогенетических исследований экспериментально доказано, что данный генетический компонент в значительной мере определяет как конечный итог (предел), так и индивидуальный темп развития.
Концептуальные модели одаренности разрабатывались и разрабатываются учеными многих стран. Эта сложная проблема зависит, к сожалению, от удовлетворительного решения. Однако нельзя не признать, что изучены многие аспекты, что позволило преодолеть односторонность как в диагностике одаренности, так и в развитии.
Я в своей работе придерживаюсь точки зрения большинства исследователей, которые считают, что одаренность есть стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании всех трех факторов.
И мотивация, и способности, и креативность - глубинные личностные характеристики, при этом их особое сочетание имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. И эти черты личности легко наблюдаемы и вполне могут быть замечены любым заинтересованным взрослым.
Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, характера деятельности.
Ребенок начинает заниматься различными видами деятельности еще в раннем детстве. В своей работе я обычно рекомендую родителям внимательно наблюдать дома, как ребёнок манипулирует предметами, конструирует, рисует, моделирует, играет и др. Это говорит о том, что заложенные в ребенке задатки нужно развивать еще с младенчества.
Основную направляющую роль в развитии у детей этих задатков играют родители. Прежде всего, они должны быть заинтересованы в развитии высокоинтеллектуальной и творческой личности своего ребенка. Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей.
Эффективна лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия: признание безусловной ценности ребенка; создание обстановки его безусловного принятия, т.е. ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание; предоставление ребенку свободы выражения. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление индивидуальности ребенка. У детей собственная судьба и будущее зависит, в первую очередь, от семьи и семейного воспитания. Поэтому родителям я рекомендую на родительских собраниях видеть в своём ребенке личность, оказывать помощь в саморазвитии, сделать все возможное, чтобы сформировать у ребёнка "умение жить", развивать способности, помогать ему совершенствоваться и состояться.
Воспитание одаренного ребенка в семье - сложный и тяжелый труд, так как такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, поэтому родителям следует поощрять проявления самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства. Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом зависят от темпа созревания и возрастных изменений. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности и специальных способностей в области искусства и науки. Ребенок достигает успехов в каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, в математике, музыке и др. Бывает, что одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется лишь в подростковом периоде. Часто под "одаренностью" понимается потенциал личности, возможности, характерные личностные свойства, которые при различных обстоятельствах могут остаться нереализованными. Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказывать в этом помощь, т.е. способствовать их умственному и личностному развитию.
Если ребенок живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект.
Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать слабости.
Определяя цель домашнего воспитания, надо стремиться к собственному включению в процесс ее понимания.
Развивая интеллектуальные, творческие способности ребенка, выбираются более приземленные цели (хорошая, престижная, высокооплачиваемая профессия, обеспечивающая достойную жизнь и т.п.). В этой прагматичности есть своя целесообразность и своя справедливость. Но для того, чтобы эти цели были достигнуты, родителям необходимо использовать специальные методы воспитания своего одаренного ребенка. В индивидуальном консультировании родителей я использую различные диагностики.(слайд 4)
Если результаты диагностического обследования предполагают наличие одарённости ребёнка, то его родителям в индивидуальной беседе я рекомендую использовать следующие методы воспитания (по А.И. Савенко):
-
Общаясь с ребенком, демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности.
-
Создание предметно-пространственной среды. Создать дома обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих способностей ребенка. Создать предметно-пространственную среду, посредством которой воспитывать детей.
-
Увлечение детей своей любовью к творчеству. Необходимо заботиться о том, чтобы увлечь ребенка творчеством, сделать его внутренней потребностью.
-
Умение быть гибким, следовать ситуации. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
-
Воспитание в себе привычки говорить как можно чаще "да". Воспитание и ограничение тесно связаны в обыденном сознании, однако стоит задуматься, всегда ли оправданы те запреты, которые ставятся ребенку.
-
Демократичный стиль общения. Коллегиальный демократичный стиль общения с ребенком создает те условия, которые необходимы для развития творческих способностей.
-
Борьба с любыми проявлениями конформизма. Подражательность - основа обучаемости дошкольника и младшего школьника, поэтому очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, конформным, нетворческим решениям. Общаясь с ребенком, нужно постоянно стремиться почувствовать грань между полезной подражательностью и стремлением к некритическому копированию, конформизму.
-
Всяческое поддержание самостоятельности ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия - основные черты творческого поведения. Без этого не может быть творческой личности.
-
Предложение ребенку такого материала, с которым нравиться работать самим взрослым, важно, чтобы ребенок видел, чувствовал настоящую, искреннюю увлеченность старших.
-
Не бояться неожиданных вопросов. Надо всячески стимулировать вопросы одаренного ребенка: детский вопрос - свидетельство интереса ребенка, нестандартный вопрос - свидетельство нестандартного взгляда на мир.
Все виды деятельности, свойственные детям, и практически все окружающие ребенка предметы таят в себе большие возможности в плане развития его интеллекта и креативности. Это и физическая активность, и игра, и детская изобразительная деятельность, и общение.
Творческие способности, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии. Она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. А помогать возделывать свой сад одаренному ребенку могут понимающие и любящие родители и квалифицированные педагоги.
|
 |